"Программы для составления школьного расписания: возможности и опыт применения"

В. А. Караковский, д.п.н., школа № 825 (г. Москва)
О. Л. Матусевич, к.т.н., Институт общего образования МО РФ.

Расписание занятий в образовательном учреждении - это один из важнейших видов планирования учебно-воспитательной работы и основной организационный документ, определяющий работу коллектива учителей и учащихся, администрации и учреждения в целом. Качество расписания в значительной степени определяет качество учебного процесса.
Составление расписания регламентируется целым рядом нормативных документов и методик. Методические рекомендации по составлению школьного расписания включают в себя не только педагогические, организационные, но и гигиенические требования.
В совокупности же со сложностью некоторых вариантов учебных планов (региональный компонент) соблюдение всех предъявляемых требований при составлении школьного расписания представляет собой для завуча сложную и трудоемкую задачу, которая иногда осложняется спецификой школы (школьный компонент; индивидуальные требования учителей к дням и часам работы, особенно со стороны учителей-администраторов и учителей-совместителей; определенные дни и часы проведения занятий; ограниченное число кабинетов; использование технических средств обучения; двухсменная работа школы; наличие трех и более класс-комплектов; перегрузка отдельных учителей и многое другое).
В то же время, сохраняется главное требование к расписанию - создание наилучших условий для эффективных занятий учащихся и труда учителей. При этом необходим учет степени профессионального мастерства каждого учителя, стиля и методов его работы, ориентации каждого классного кабинета на те или иные предметы. От завуча требуется знание всех особенностей учебного процесса своей школы, чтобы правильно сформулировать их в виде требований к будущему расписанию.
Использование компьютера позволяет автоматизировать рутинную часть труда завучей по перебору огромного числа возможных вариантов расписания. Кроме того, применение ПЭВМ дает возможность еще до составления расписания воспользоваться эффективным математическим аппаратом анализа исходных данных и требований, что позволяет заранее выявить скрытые в них конфликтные ситуации и получить рекомендации по их разрешению.
Перечислим основные требования к расписанию и возможности их реализации в данной программе.
По сложившейся практике администрация школы, прежде всего, распределяет классы по сменам с учетом возрастных групп и особенностей. При этом основная цель - сохранение уровня работоспособности учащихся на протяжении всего учебного процесса.
Распределяя классы по дням недели, администрация максимально использует возможности I-й смены; выпускные ( IX -е и XI -е) классы занимаются только в I-ю смену в связи с повышенной трудностью работы в этих классах; уроки I-й и II-й смен максимально сближаются. Все эти требования закладываются в виде часов занятий для каждого класса на каждый день недели в таблицу предварительных данных для составления расписания. Часы занятий классов здесь задаются лишь ориентировочно, исходя из недельной нагрузки класса, хотя можно предусмотреть и точное ограничение уроков (начало в определенное время или окончание занятий к определенному часу), например, для факультатива, внеклассных и внешкольных мероприятий.
Гигиенические требования к расписанию занятий предусматривают обязательный учет изменения физиологических функций и работоспособности учащихся в течение дня и по дням недели, а также трудности предметов, при этом также учитывается преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Считается, что снижению утомляемости способствует правильное чередование так называемых "трудных" и "легких" уроков, поэтому опытные завучи ставят наиболее сложные уроки в часы наибольшей работоспособности учащихся в соответствии с гигиеническими рекомендациями.По степени трудности учебные предметы принято ранжировать в баллах. Для учета этих требований при составлении расписания все сочетания предметов, рекомендуемых (или, наоборот, нежелательных) для размещения друг за другом, или запрещённых для размещения в течение дня, заносятся в виде специальных требований.
При машинном составлении расписания завуч имеет возможность на основе своего опыта учесть все это в создаваемой базе данных именно для своей школы. Требования нормативных документов, регулирующих учебную нагрузку учащихся, учитываются завучем при назначении дневной нагрузки каждого класса. Все эти и др. требования должны быть известны завучу и заложены им в создаваемую базу данных.
Очень важным и в то же время сложным во многих школах является выполнение требования к проведению занятий по определенному предмету в заданных помещениях (кабинетах), что требует рационального, а иногда и просто искусного использования помещений. Помощь в этом вопросе со стороны ЭВМ заключается в наглядном представлении завучу результатов использования школьных помещений при том или ином заданном распределении их между классами, учителями и предметами. Простейший анализ использования кабинетов позволяет путем изменения исходных данных обеспечить наиболее рациональное распределение кабинетов между классами и учителями и максимальное использование специализированных помещений (лингафонный кабинет, спортзал, кабинеты информатики, химии, физики, мастерские и др.). Важно, что при машинном составлении расписания возможно успешное размещение уроков в условиях дефицита классных помещений, что достигается программой определения относительного времени занятий. Для этого по результатам анализа и по рекомендации программы завуч предоставляет классам и учителям достаточно свободную сетку часов, остальное делает компьютер. Кроме того программа позволяет обеспечивать и ряд других важных требований, например равномерное или заданное распределение нагрузки классов и учителей по дням недели, ограничение (снизу или сверху) дневной нагрузки учителей, минимизация количества "окон", максимальное сближение уроков I -й и II -й смен, создание расписания в условиях дефицита кабинетов и др.
Таким образом, при машинном способе составления расписания от завуча требуется знание всех особенностей своей школы, чтобы правильно сформулировать их в виде требований к будущему расписанию. Программа же в процессе составления расписания неукоснительно соблюдает заданные требования, т.е. конечный результат (полученное расписание) достигается не путем отмены части заданных требований, а именно за счет выявления и устранения конфликтных ситуаций.

Данный пакет решает несколько задач:
  • проверка корректности введенных в ЭВМ исходных данных и выдача указаний по их корректировке; анализ исходных данных для оценки возможности составления расписания с заданными требованиями; выработка и выдача завучу рекомендаций по изменению исходных данных с целью устранения препятствий к составлению расписания; собственно составление расписания;
  • создание и распечатка требуемых конечных форм расписания (для классов, для учителей, для завуча, для кабинетов).
Такой комплексный подход к задаче позволяет достичь решения в большинстве случаев, поскольку предусматривает направленное изменение исходных данных и устранение ситуаций, исключающих решение или затрудняющих его поиск.
Программный пакет работает практически на любых компьютерах, совместимых с IBM/PC, под управлением операционной системы MS-DOS версии 3.30 и старше и ориентирован на применение в ОУ различного профиля, систем обучения и вариантов учебного плана.
В заложенном в него алгоритме предусмотрена минимизация "окон" - обязательное требование к расписанию для классов, если такое решение существует или изменение исходных данных для достижения этой цели.
В качестве основного источника исходных данных принят учебный план школы (класса, группы классов) ; недельная нагрузка учителей и классов определяется программой автоматически.
Программный пакет "АРМ XXI" позволяет учитывать:
- для классов:
заданные дни занятий;
допустимое число часов занятий в день и их расположение в сетке часов;
желаемую последовательность предметов;
недопустимые последовательности предметов;
недопустимые сочетания предметов в течение дня;
требование к проведению занятий определенных классов или занятий по определенному предмету в заданном помещении;
осуществлять объединение и разделение классов;
- для учителей:
заданные дни и часы работы;
а также составлять расписание для преподавания отдельных предметов одиночными и сдвоенными часами (в зависимости от принятой методики преподавания).
Предусмотрено директивное размещение некоторых занятий в определенные дни и часы (специализация или практика на предприятиях, занятия с учителями-совместителями и т.д.).

Имеющийся опыт работы с пакетом показывает, что, используя указанные возможности пакета (в том числе, и любые их комбинации), удается реализовать подавляющее большинство требований школ к расписанию.
Следует отметить также и то, что определенные трудозатpаты на ввод и корректировку исходных данных (а необходимость устранения ошибок в них возникает почти всегда) окупаются удобством при работе с корректными данными; рекомендации же по изменению некоторых требований (обычно это касается дней и часов работы учителей и занятий классов) являются обоснованными и наглядными и оказывают большую помощь в составлении качественного расписания.
Пакет "АРМ XXI"особенно эффективен при сложных исходных данных в ряде вариантов учебного плана или специфических требованиях отдельных школ, когда ручное составление расписания с соблюдением всех заданных требований практически невозможно (например, большие школы, двухсменная работа, жесткий график работы отдельных учителей и др.).

Эффект от автоматизации процесса составления расписания достигается благодаря:
  • анализу исходных данных с целью выявления трудностей при составлении расписания и выдаче рекомендаций по изменению требований; удобству работы с базой данных и ее изменения; автоматическому решению задачи размещения уроков ; автоматическому созданию и выводу на печать конечных форм; созданию и предоставлению завучу обширной дополнительной информации, необходимой для анализа исходных данных в отдельных сложных случаях;
  • исключению ошибок в базе данных и в расписании.
ИРПО совместно с институтами и факультетами повышения квалификации осуществляет учебно-методическую поддержку образовательных учреждений при использовании ими данной технологии организации учебного процесса.

 

На главную страницу сайта >>


 

Лучшие в Москве аквариумы, фонтаны, водопады (сайт компании Аква-Декор)

 

 

 

 

ОДД Солидарность

 
 

 

 

Copyright © 2004-2010  SWS (Shift-Work Scheduling)