5.2. Организация перевозок товаров

В экономике народного хозяйства, в деятельности любой ее отрасли, в работе каждого предприятия важная роль принадлежит транспорту. Роль транспорта состоит в том, что он заканчивает процесс создания продукции, доставляя ее потребителю и обеспечивая тем самым непрерывность общественного производственного процесса.

Значительная роль транспорта и в торговле, задачу которой — доведение товаров до потребителей — невозможно решить без использования транспорта.

Ежегодно в торговую сеть страны доставляются от поставщиков сотни миллионов тонн различных товаров. Эти товары изготавливаются в различных отраслях народного хозяйства: в легкой и тяжелой промышленности, пищевой индустрии, сельском хозяйстве. Однако процесс их производства завершается лишь в сфере обращения, организация перевозок товаров народного потребления способствует достижению этой цели.

Значение транспорта при перевозке товаров народного потребления не ограничивается его экономической ролью. Номенклатура огромной массы товаров, уже сегодня насчитывающая более миллиона наименований, постоянно обновляется и пополняется. От качества транспортного обслуживания предприятий, изготавливающих товары, в значительной мере зависит уровень торгового обслуживания населения, то есть транспорт играет весьма заметную социальную роль.

Основные транспортные проблемы, связанные с перевозкой товаров народного потребления, можно условно разделить на три группы. Первая группа связана с тем, что расходы на перевозку товаров занимают в торговле второе место после издержек на заработную плату. Ко второй можно отнести проблемы, связанные со скоростью доставки грузов на предприятия розничной торговли. Третью группу составляют проблемы обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей на всем пути их следования.

При планировании перевозок товаров и транспортно-экспедиционных операций, выборе транспортных средств необходимо предусматривать сокращение транспортных расходов, наиболее рациональную скорость перевозки товаров и эффективные меры по их сохранности.

Транспортирование товаров из пунктов производства в районы потребления является органической частью процесса товарного обращения.

Обеспечивая перемещение товаров от производства к потребителю на основе рациональной организации товародвижения, транспорт выполняет важнейшую функцию в процессе товарного обращения.

Объем перевозок товаров зависит от размещения производства, специализации промышленных предприятий, а также от рациональной звенности товародвижения и организации перевозок.

Для перевозок непродовольственных товаров используются все виды транспорта, кроме трубопроводного — железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный, а также гужевой. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, которые определяют сферу его использования. При выборе -вида транспорта учитывают себестоимость перевозок и их качество (быстрота перевозок и соответственно размер отвлечения оборотных средств на товары в пути, регулярность перевозок, сохранность грузов, удобства и др.). Первое место в грузообороте (тонно-километраж) всех видов транспорта страны занимает железнодорожный транспорт. Вся железнодорожная сеть разделена на дороги, а каждая дорога — на отделения. Отделения руководят линейными предприятиями (станциями, депо и др.) в пределах своих границ.

Средняя себестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже себестоимости автомобильных. Однако на коротких расстояниях себестоимость железнодорожных перевозок выше. Поэтому на короткие расстояния грузы целесообразно перевозить автомобильным транспортом. По сравнению с речным себестоимость железнодорожных перевозок несколько выше, поэтому, если позволяют условия, целесообразно использовать речной транспорт.

На автомобильном транспорте осуществляют внутригородские, а также внутриобластные перевозки товаров. Важным преимуществом этого вида транспорта являются большая скорость, высокая маневренность, возможность перевозить товары без перегрузки. Это повышает сохранность товаров и ускоряет доставку.

Автомобильный транспорт по объему перевозок (тоннажу) занимает первое место в стране, а по грузообороту из-за небольшого среднего расстояния перевозки — третье, уступая железнодорожному и морскому.

Морской транспорт наряду с внешнеторговыми перевозками выполняет важную роль в поставке товаров в приморские районы страны. Для районов Крайнего Севера, Арктики, Сахалина и ряда районов Дальнего Востока он является основным видом транспорта.

Преимущества воздушного транспорта очевидны. Однако воздушные перевозки являются относительно дорогостоящими. Воздушный транспорт привлекается торговыми организациями главным образом для перевозки особо ценных и срочных грузов сравнительно небольших габаритов.

Все виды транспорта должны обеспечивать перевозку грузов с минимальными расходами.

В связи с этим большое народнохозяйственное значение имеет координация перевозок, комплексное развитие всех видов транспорта как единой транспортной системы. К ним относятся: увязка планов; согласование тарифов, способствующих рациональному распределению перевозок между видами транспорта; разработка единой технологии процессов работы морских и речных портов и железнодорожных станций примыкания; внедрение прямой перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, минуя склад и др.

При наличии в отдельных районах многих видов транспорта для выбора рационального вида необходимо рассчитать экономическую эффективность каждого из них. При текущем планировании перевозок, исходя из интересов грузоотправителей и грузополучателей, в качестве критерия для выбора вида транспорта принимаются минимальные транспортные расходы по тарифам с учетом других расходов по перевозке (на погрузочно-разгрузочные работы и доставку от магистрального транспорта), а также с учетом обеспечения сохранности и ускорения доставки конкретных грузов.

Основными задачами рационального распределения перевозок между видами транспорта являются: преимущественное использование автотранспорта для перевозок грузов на короткие расстояния, использование речного транспорта при наличии параллельно идущих с рекой смешанных железнодорожно-водных перевозок.

Торговые организации повседневно связаны с транспортными организациями. От развития транспорта, рациональной организации перевозок зависят бесперебойная и своевременная доставка товаров из пунктов производства в районы потребления, товароснабжение розничной сети, связанных с перемещением товаров в сферу обращения.

Транспортные расходы занимают большой удельный вес в издержках оптовых и розничных торговых организаций. У оптовых торговых организаций преобладают расходы на железнодорожные и водные перевозки. Для сокращения объема транспортных расходов в народном хозяйстве, рационального использования различных видов транспорта и сокращения нерациональных перевозок транспортные министерства участвуют в разработке и утверждении схем направлений грузопотоков; на них возложен контроль о их выполнении. Большое значение для торговли имеет осуществление автохозяйствами централизованных перевозок товаров, транспортно-экспедиционное обслуживание торговых организаций.

Классификация транспорта и его использование в товародвижении

В зависимости от назначения выделяют транспорт общего пользования и внутрипроизводственный.

Транспорт общего пользования связывает предприятия внутри страны, а также осуществляет транспортные связи Российской Федерации со всеми государствами. В его состав входят государственные железные дороги (кроме внутрипроизводственных), водный транспорт (кроме внутрипроизводственных), водный транспорт (кроме внут-рипортовых судов, рыболовецких судов-колхозов, плавучих механизмов и т. п.), автомобильный транспорт (за исключением той значительной его части, которая относится к внутрипроизводственному транспорту), воздушный транспорт (часть которого, например сельскохозяйственная авиация, также является внутрипроизводственным транспортом), трубопроводный транспорт (нефте- и нефтепродуктоводы).

Внутрипроизводственный транспорт участвует непосредственно в производстве любого вида продукции и неотделим от него. К транспорту этого вида относят подъездные и внутрипроизводственные железнодорожные пути и подвижной состав, автомашины, включенные в технологические схемы, различного рода специальный автотранспорт (автопогрузчики и др.), специально оснащенные для проведения различных работ морские и речные суда, подвесные дороги, конвейеры, подъемно-транспортные механизмы и т. д.

В настоящее время все перевозки товаров народного потребления — как между предприятиями, изготавливающими товары, и торговлей, так и между собственно торговыми предприятиями — осуществляются транспортом общего пользования. Принято выделять следующие его виды: железнодорожный, морской, речной, трубопроводный, автомобильный, воздушный транспорт.

В торговле применяются все виды транспорта общего пользования за исключением трубопроводного.

Единицами измерения работы транспорта служат объем перевозок, выражаемый в тоннах транспортируемого груза, и грузооборот, измеряемый в тонно-километрах (ткм).

Объем перевозок товаров народного потребления каждым видом транспорта зависит от ряда факторов (экономических, социальных, географических, сезонных и т. д.) в целом соответствует общему объему грузооборота.

Наибольший удельный вес в перевозках грузов транспортом общего пользования приходится в настоящее время на железнодорожный транспорт.

Для перевозки продовольственных и непродовольствен-_ных товаров используют грузовые или товарные вагоны, которые подразделяются на крытые вагоны, платформы, полувагоны и цистерны.

Вагоны различаются по количеству осей и грузоподъемности.

Крытые вагоны бывают четырехосными — грузоподъемностью 52 и 62 т и восьмиосными вагонами (125 т). Крытые вагоны используются для перевозки упакованных грузов (в ящиках, кипах). На платформах и полувагонах перевозят товары в контейнерах, а также громоздкие и длинномерные грузы. Платформы выпускаются четырехосными грузоподъемностью 62 и 63 т и двухосными грузоподъемностью 20 т, а полувагоны — четырехосными (59—64 т) и шестиосными (94 т). Крытые четырехосные вагоны обеспечивают наилучшую сохранность грузов.

Скоропортящиеся товары перевозят железнодорожным транспортом. Для этих целей используют вагоны-рефрижераторы, 5- и 12-вагонные секции рефрижераторов, 21-и 23-вагонные поезда-рефрижераторы, а также специальные изотермические вагоны для перевозки молока, виноградных вин и живой рыбы.

Рассмотрим классификацию грузовых железнодорожных перевозок. Перевозки грузов по железной дороге в зависимости от участия в них транспорта организаций подразделяются на следующие виды: местные — в пределах двух и более дорог; прямые смешанные — по единому перевозному документу на нескольких видах транспорта: железнодорожном, водном, автомобильном, воздушном и др.

В зависимости от величины партии груза, принятого по одной накладной, различают мелкие отправки, малотоннажные, повагонные, групповые и маршрутные.

Мелкой отправкой считается партия груза, для перевозки которой не требуется отдельный вагон, предъявляемая по одной накладной. Объем мелкой отправки не должен превышать /з вместимости крытого четырехосного вагона, четырехосного полувагона, или площади четырехосной платформы, а масса — 5 т. В отдельных случаях, в частности при отправке груза в счет плана грузоотправителя, Правилами перевозок допускаются мелкие отправки массой до 10 т.

Малотоннажной отправкой называют партию груза массой от 10 до 20 т, предъявляемую к перевозке по одной накладной и занимающую не более 1% объема четырехосного вагона. Грузы мелкими и малотоннажными отправками перевозят в так называемых сборных вагонах. Для повагонной отправки используют отдельный вагон.

Групповая отправка — это партия груза, для отправки которой требуется более одного вагона, но меньше маршрута.

Перевозки различаются также по скорости доставки грузов: грузовая — товары перевозят в поездах; большая — в ускоренных грузовых поездах. Такие поезда курсируют только в направлениях, установленных МПС (прежде всего для изотерического подвижного состава). Грузоотправители определяют и указывают вид скорости доставки в накладной. Основной скоростью перевозок непродовольственных товаров является грузовая.

Автомобильный транспорт обладает перед всеми видами огромным преимуществом: маневренность, способность передвигаться по любым дорогам и даже в условиях относительного бездорожья.

Высокая маневренность автомобильного транспорта делает его незаменимым дополнением к магистральным видам транспорта — железнодорожному, морскому, речному, воздушному. На станции и со станции, к портам и из них грузы транспортируют на автомашинах. Особенно велика роль автотранспорта в перевозках товаров народного потребления. Транспортные связи между оптовыми и розничными предприятиями, между предприятиями, выпускающими товары, и розничной сетью в пределах города осуществляются преимущественно автотранспортом.

В связи с прогрессом в конструировании автомашин и совершенствованием способов перевозок в последние годы возрастают возможности использования автотранспорта для транспортировки груза на большие расстояния.

Однако в основном автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный подвижной состав (автокраны и др.).

Различают транспортный подвижной состав общего назначения и специализированный. Подвижной состав общего назначения наиболее распространен и включает автомобили и прицепы с универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами. К специализированному подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов.

По грузоподъемности все виды автотранспортных средств подразделяются на пять классов:

■ особо малой грузоподъемности — до 1 т;

■ малой грузоподъемности — 1—3 т;

■ средней грузоподъемности — 3—5 т;

■ большой грузоподъемности — 5-8 т;

■ особо большой грузоподъемности — свыше 8 т. По типу кузова автомобили подразделяют:

■ на автомобили с бортовой платформой;

■ фургоны;

■ рефрижераторы;

■ цистерны;

■ самосвалы.

В автомобильных перевозках различают городские (в пределах города, поселка), пригородные (за пределы города на расстояние до 50 км), междугородные (на расстоянии свыше 50 км), межреспубликанские, а также международные. Основой автотранспортного обслуживания розничных организаций и предприятий являются городские и пригородные перевозки, оптовых — междугородные и межреспубликанские.

В междугородном и межреспубликанском сообщениях выделяют виды отправки: мелкие (до 2 т включительно) и поездные (свыше 2 т).

В процессе перевозок необходимо максимально использовать грузоподъемность автомашин. Это позволяет снизить потребность в подвижном составе и себестоимость перевозок.

Коэффициент использования грузоподъемности автомашины — это отношение количества фактически перевезенного груза к возможному по ее номинальной (предельной) грузоподъемности. Кроме того, при расчетах целесообразно применить динамический коэффициент использования грузоподъемности. Его находят делением фактически выполненного объема в тонно-километрах на количество тонно-километров, которое можно было бы выполнить при полном использовании грузоподъемности автомашины.

Величина коэффициента использования грузоподъемности зависит от веса, формы и габаритов грузов, вида упаковки, типа подвижного состава.

Грузоподъемность автомашины используется наиболее эффективно, когда ее тип соответствует роду и габаритам тарных мест.

Основным показателем, характеризующим объем работы грузовых автомашин, является тонно-километраж (ткм).

Продолжительность работы автомашины учитывается с момента ее выхода из гаража до возращения в гараж. Этот период включает время на движение, погрузочноразгрузочные операции и оформление транспортных документов, на техническое обслуживание и др. Правилами применения единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом установлены нормы времени на проведение погрузочно-разгрузочных работ, экспедиционные операции и другие услуги при механизированном способе погрузки-разгрузки, причем отдельно навалочных и прочих грузов. Этими же правилами установлены дополнительные нормы при немеханизированном способе погрузки и выгрузки. На погрузку и разгрузку непродовольственных товаров, требующих особой осторожности (стекло, фарфоровые и фаянсовые изделия, мебель и др.), а также пересчета при приеме эта норма увеличивается на 25%.

Погрузку товаров осуществляет грузоотправитель, а разгрузку в пунктах приемки — грузополучатель.

Для оценки эффективности пробега автомашины исчисляют коэффициент использования пробега, который показывает отношение производительного пробега к общему. Сокращение холостых пробегов путем использования автомашин для перевозки тары при обратных рейсах из магазинов, а также товаров, чаще всего при междугородных перевозках, планирование перевозок в попутном направлении (вывоз тары из магазинов на склады первой ездкой и завоз товаров в магазины последней ездкой) — все это повышает коэффициент использования пробега,

Производительность автотранспорта и снижение затрат по перевозкам зависят также от скорости движения автомашин, которую подразделяют на техническую и эксплуатационную.

Техническая скорость автомашины устанавливается в зависимости от ее конструкции, профиля дороги, условий перевозки (наличие прицепа, груза или без них), а также с учетом остановок (регулирование уличного движения).

Действительную скорость перемещения грузов характеризует эксплуатационная скорость, которая рассчитывается исходя из пробега и общего времени пребывания автомашины на линии, то есть с учетом времени всех видов простоев на линии. Эксплуатационная скорость поэтому всегда ниже технической.

При оценке изменения средней эксплуатационной скорости автомашин по автобазе в сторону увеличения следует учитывать изменение расстояния перевозки грузов, так как при его увеличении уменьшаются затраты времени на погрузочно-разгрузочные операции. Повышению эксплуатационной скорости способствует: увеличение технической скорости, устранение непроизводственных простоев, сокращение времени на погрузочно-разгрузочные операции, техническое обслуживание в пути.

Организация контейнерных и пакетных перевозок

Для поддержания широкого и устойчивого ассортимента товаров в розничной сети их необходимо завозить на склады и в магазины относительно небольшими партиями. В этих целях широко применяются контейнеры, в которых перевозят большую часть трикотажных, галантерейных, парфюмерных изделий, тканей, культтоваров и др. Контейнер является наилучшим средством перевозки товаров мелкими партиями. Его применение позволяет:

■ полностью механизировать погрузку и выгрузку товаров;

■ сократить расходы на тару и упаковку товаров, так как многие товары в контейнере перевозят в фабричной упаковке и облегченной таре (картонные коробки, бумажные пакеты и др.);

■ обеспечить полную сохранность товаров, так как их доставляют в магазины или на склады без перегрузки;

■ ускорить доставку товаров мелкими партиями, так как сокращается количество перегрузочных операций и простои вагонов и автотранспорта.

Использование контейнеров создает условия для широкого внедрения транзитного завоза товаров в розничные предприятия и для расширения смешанных перевозок. Сокращается потребность торговых организаций в складах. Высвобождаются крытые вагоны для перевозки других грузов, так как контейнер перевозится на открытых платформах и в полувагонах. При этом значительно упрощаются прием и выдача груза; ускоряется доставка товаров в целом. По назначению различают контейнеры универсальные и специальные. Универсальные используются для перевозки различных грузов. Они являются средствами общего пользования. Специальные контейнеры используются для перевозки отдельных видов или групп товаров. Они принадлежат отдельным промышленным предприятиям, оптовым базам и автохозяйствам. Применяются в основном для доставки товаров автотранспортом от местных поставщиков непосредственно в магазины.

В зависимости от вместимости универсальные контейнеры бывают:

■ малотоннажные — на 0,625 и 1,25 т;

■ среднетоннажные — 2,5, 3 и 5 т;

■ крупнотоннажные — 10, 20, 24, 30 т.

Наибольшее распространение для перевозки товаров получили среднетоннажные универсальные контейнеры — деревянные и металлические.

За последние годы расширяется применение крупнотоннажных контейнеров, заменяющих двухосные вагоны. Они используются для перевозки товаров между оптовыми базами, имеющими прирельсовые склады, где товары загружают без снятия с платформ. Товары в крупнотоннажных контейнерах отправляются в города, где автохозяйства соответствующим образом переоборудовали подвижной состав и организовали завоз и вывоз таких контейнеров с железных станций.

Однако при этом возникают определенные трудности у грузоотправителей по накоплению средств сообщения, по доставке товаров в магазины от местных поставщиков. При этом используются универсальные контейнеры массой брутто 0,626и1,25т,а также автоконтейнеры специальной конструкции различной грузоподъемности, разработанные отдельными оптовыми базами совместно с автохозяйствами.

Перспективным направлением является использование тары-оборудования для перевозки и продажи товаров в магазинах самообслуживания. Для этой цели был сконструирован передвижной контейнер УКТ (универсальный контейнер торговый) емкостью, в зависимости от товара, от 300 до 500 кг.

За последние годы наряду с контейнерными перевозками начинают развиваться перевозки непродовольственных товаров пакетами на всех видах транспорта общего пользования, а также и в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении.

Пакетный способ транспортирования грузов состоит в том, что отдельные товарные места товаров формируют в укрупненную партию-пакет и укладывают на поддон.

Сформированный грузоотправителем пакет должен перевозиться и поступать к получателю нерасформирован-ным. Пакетами перевозят товары в ящиках, картонных коробках, пачках, рулонах и др.

Погрузка-разгрузка пакетированных грузов осуществляется только на железнодорожных станциях, открытых для этих перевозок. При перевозке грузов на поддонах грузоотправитель обязан указать в накладной количество пакетов (в числителе) и общее количество мест в них (в знаменателе).

Применяемая при пакетных перевозках комплексная механизация погрузочно-разгрузочных операций от склада грузоотправителя до склада получателя позволяет сократить трудовые затраты на эти операции, простои транспортных средств.

Использование поддонов дает возможность значительно увеличить высоту укладки грузов на складах, то есть более полно использовать их емкость. По сопоставимой грузоподъемности поддоны намного легче и дешевле контейнеров.

Сфера применения речного транспорта ограничена, что вызвано в первую очередь таким фактором, как невысокая провозная способность большинства рек, краткость навигационного периода, незначительная скорость доставки грузов. Во внутреннем соотношении водный транспорт является, по существу, в той или иной мере дополнительным к железнодорожному и автомобильному. Однако в перевозках потребительских товаров для некоторых районов именно речной транспорт является основным. Особенно важную роль играет речной транспорт для снабжения северных, восточных и других отдаленных районов. Например, в розничную торговую сеть Якутии две трети товаров доставляют по рекам.

Речной транспорт предпочтительнее и для перевозки некоторых продовольственных товаров (например, свежих овощей, фруктов, бахчевых), так как отсутствие вибраций, присущих железнодорожному и автомобильному транспорту, позволяет уберечь такого рода товары от механических повреждений.

В целом речной транспорт имеет большое значение для эффективного функционирования единой транспортной системы страны, особенно в сочетании с другими видами транспорта. В летний период в районах с развитой железнодорожной сетью перевозка значительной части грузов переключается с железных дорог на водный транспорт.

На речном транспорте различают следующие виды сообщений: внутреннее водное — перевозки в пределах одного речного пароходства; прямое внутреннее водное — в границах нескольких пароходств; прямое смешанное — с участием речного и морского транспорта.

В зависимости от размера партии груза отправки на речном транспорте бывают: мелкопартионные отправки (массой не более 20 т по одному перевозочному документу), менее судовой нормы, сборные и судовые.

Речные перевозки осуществляются .большой скоростью (на грузопассажирских и грузовых судах небольшими партиями) и грузовой скоростью (обычно судовыми отправками на несамоходных).

Морской транспорт обладает универсальностью железнодорожного и рядом преимуществ. Велика провозная способность морского транспорта, так как ее ограничивают лишь пропускная способность портов и грузоподъемность флота. Себестоимость грузовых перевозок на морском транспорте самая низкая, так как нет необходимости расходовать средства на строительство и содержание путей. Грузоподъемность судов весьма велика, уровень механизации грузовых работ высок, а дальность перевозок практически не ограничена.

Специфика морского транспорта позволяет широко использовать его для перевозок импортных и экспортных грузов. Поэтому в общем объеме перевозок и в грузообороте этого вида транспорта более половины составляют перевозки в заграничном плавании. В структуре грузов вых перевозок внутри страны перевозки товаров народного потребления занимают относительно небольшое место. Одной из основных причин этого является сильная зависимость от погодно-климатических условий.

В настоящее время огромные территории Западной и Восточной Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока переживают бурное развитие. На первых порах самым надежным видом транспорта на этих территориях является водный, которым в период навигации будут завозить большую часть товаров. Морской транспорт используется здесь для доставки товаров к устьям рек и последующей их транспортировки речным транспортом.

Перевозки морским транспортом осуществляются между портами России и других государств. Перевозки между российскими портами называют каботажными: малый каботаж (между портами в пределах одного моря) и большой каботаж (между портами России, расположенными в разных морях). В малом каботаже выделяются перевозки местного сообщения, которые осуществляются флотом отдельного порта.

Морские каботажные перевозки подразделяют на междупортовые (участвуют суда морского транспорта), прямые водные (участвуют средства морского и речного транспорта) и прямые смешанные (железнодорожные и др.).

Воздушный транспорт в перевозках товаров народного потребления используется мало. Являясь скоростными путями сообщения, воздушные линии служат в основном для перевозок пассажиров и почты, что необходимо в условиях огромной территории нашей страны. Однако конструирование самолетов высокой грузоподъемности, пассажирских аэробусов позволяет год от года наращивать грузоперевозки воздушным транспортом.

Воздушные перевозки дороже, чем перевозки любым другим видом транспорта. Это объясняется высокой стоимостью транспортных средств (самолетов и вертолетов), большим расходом относительно дорогого топлива и особенно большими расходами на содержание средств обеспечения полетов (взлетно-посадочных полос, аэродромного оборудования и т. п.). Поэтому торговые организации используют воздушный транспорт лишь для перевозки скоропортящихся продовольственных товаров на большие расстояния, ювелирных изделий. Однако в труднодоступных осваиваемых районах, где на первых порах нет других путей сообщения, доля товаров народного потребления в грузоперевозках воздушным транспортом весьма значительна.

На морском, речном и воздушном транспортах средства перевозки определяют транспортные организации. За торговлей остается выбор вида отправки. По размеру перевозимой партии товаров на речном транспорте различают следующие виды отправки:

■ мелкопартионная — до 2 т по одному перевозочному документу;

■ сборная — более 20 т, но менее, чем требуется для полной загрузки судна;

■ контейнерная;

■ судовая.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?