Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. В новом Трудовом кодексе впервые появилась специальная статья, посвященная разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 6 ТК основывается на следующих конституционных положениях.

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены Конституцией РФ (ст. 71) к ведению РФ.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ:

1.  По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

2.  По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

3.  Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4.  Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5.  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи Конституции. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

6.  В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, изданным в соответствии с ч. 4 настоящей статьи Конституции, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

См. также определение Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. по запросу Законодательного собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ВКС. 1998. № 1), в котором изложена позиция Конституционного Суда о компетенции субъекта Федерации в части принятия законов и иных нормативных актов по вопросам, отнесенным к совместному ведению РФ и ее субъектов. Полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ (ст. 71 Конституции РФ), не могут быть переданы субъекту Федерации на основании договора. Однако это не означает, что субъекты Федерации в своих нормативных актах вообще не вправе касаться указанных вопросов. Они могут расширять права и свободы по сравнению с федеральным законодательством, но сужать их, ущемлять права граждан они не вправе.

Конституционный Суд РФ высказал мнение о том, что субъекты Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ в целом. Субъект Федерации не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами (см. определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 91-0 по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений Конституций Республики Адыгея. Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан- ВКС. 2000. № 5). См. также некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам - БВС РФ. 1998. № 8. С. 13, 14).

§ 2. Исходя из приведенных конституционных положений (§ 1), ст. 6 ТК предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Эти акты устанавливают:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за • соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Из сказанного следует, что субъекты Федерации не могут, например, устанавливать собственный порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, дополнительные дисциплинарные взыскания. Практически это означает, что субъекты Федерации не вправе иметь собственные трудовые кодексы, но могут принимать законы и иные акты по отдельным вопросам, отнесенным к их компетенции, с учетом социально-экономических, природно-климатических и национальных особенностей самих субъектов. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.

В то же время субъекты Федерации не вправе снижать государственный уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, установленный федеральными актами, в том числе вводить для бюджетников новые условия оплаты труда в более поздние, по сравнению с федеральными актами, сроки. Следует заметить, что аналогичным образом указанные вопросы решались в судебной практике и в период действия КЗоТ.

§ 3. Статья 6 ТК гласит, что по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъекты Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве». Он определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в г. Москве с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия (Ведомости Московской Думы. 1998. № 1).

Таковым является и Закон г. Москвы от 7 декабря 2001 г. «О городском минимуме оплаты труда». Закон устанавливает порядок определения городского минимума оплаты труда в г. Москве с целью его поэтапного увеличения (Вестник мэрии Москвы. 2002. № 2).

Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

Наконец, согласно ст. 6 ТК в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, ими установленный, применяется федеральный закон.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?