Статья 23. Понятие социального партнерства

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Успешное развитие демократических институтов и прежде всего институтов плюралистической демократии требует создания общественных систем, позволяющих наиболее полно удовлетворять интересы всех слоев общества.

Особое место здесь занимает социально-трудовая сфера. Происходящие в данной сфере процессы во многом определяют не только экономическую, но и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность проводимых в стране социально-экономических преобразований.

Мировая практика и практика МОТ постепенно пришли к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех участников производственного процесса.

Этим и вызваны к жизни системы социального партнерства как метода согласования различных социально-групповых интересов и регулирования конфликтов между ними, системы институтов и процедур такого согласования и регулирования. Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее эффективное социально-экономическое развитие.

Основой системы социального партнерства являются:

признание необходимости существования в обществе разных социальных групп со своими специфическими функциями, с различными интересами, способными порождать конфликты;

признание возможности разрешать эти конфликты путем достижения взаимоприемлемого компромисса, отвечающего перспективным задачам общественного развития.

Исходя из этого, в самом общем виде социальное партнерство понимается как система взаимодействия основных агентов рынка труда, позволяющая наиболее эффективно учитывать основные интересы работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и государства при регулировании социально-трудовых отношений.

В современных условиях социальное партнерство выступает как способ согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращении конфликтов в социально-трудовой сфере.

Становление системы социального партнерства- достаточно длительный и сложный процесс. Это отчасти объясняется тем, что в РФ законодательство о социальном партнерстве пришлось создавать практически с «чистого листа». В прежнее время понятия «социальные партнеры», «трипартизм» и некоторые другие почти не употреблялись, так как в соответствии с официальной доктриной при социализме не формируется гражданское общество, а также не возникают основания для социальных конфликтов и противоречий.

Реализация экономических и социальных реформ привела к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере, снижению социальной защищенности граждан. Соответственно и развитие законодательства о социальном партнерстве получило достаточно мощный стимул.

Теперь уже никем не оспаривается, что система социального партнерства - это наиболее эффективный способ достижения социального мира, поддержания оптимального баланса интересов работодателей и работников, обеспечения стабильности гражданского общества.

§ 2. Впервые в комментируемой статье Трудового кодекса на федеральном уровне дается законодательное закрепление понятия «социальное партнерство». Оно отражает основные признаки системы социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей.

§ 3. Социальное партнерство может быть двусторонним, когда в этих процессах участвуют работники и их представители, работодатели и их представители. То есть в диалог вступают две стороны, непосредственно взаимодействующие в производственном процессе, и имеющие достаточно противоречивые интересы. Работники заинтересованы в стабильных трудовых отношениях, высокой заработной плате, выплачиваемой регулярно, в получении социально-бытовых и иных льгот за счет работодателя. Работодатель, в свою очередь, заинтересован в получении максимальной прибыли, выплате дивидендов, снижении затрат на организацию производства. Как видим, каждый участник производственного процесса стремится удовлетворить собственные интересы, игнорирование которых противоположной стороной влечет нестабильность трудовых отношений для работников и снижение уровня прибыли и уменьшение инвестиций в производство для работодателей.

Для предотвращения подобных негативных явлений предусматриваются различные формы социального партнерства - ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров, реализация систем участия работников в управлении организацией, участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров и др. (см. ст. 27 ТК и комментарий к пей).

Двусторонняя модель социального партнерства возникает на уровне организации. § 4. Социальное партнерство становится трехсторонним, когда возникает необходимость согласования интересов работников и работодателей на территориальном, региональном, отраслевом и общенациональном уровнях.

Так. например, для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки соответствующих проектов соглашений на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Членами РТК являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.

Как видим, в процессе подготовки проектов соглашений, проведения коллективных переговоров и др. выступают три стороны: работники, работодатели и органы государственной власти и управления.

§ 5. Государство занимает особое место в системе социального партнерства. Во-первых, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, определяющие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников - объединений работодателей и объединений работников, формы и методы представительства и т. п. Во-вторых, государство может выступать в качестве посредника при разрешении конфликтов между социальными партнерами. И, в-третьих, само государство выступает в качестве социального партнера, являясь, например, стороной коллективных соглашений определенного уровня.

При определении положения сторон социального партнерства государство устанавливает правовые рамки их деятельности и обеспечивает необходимую законодательную регламентацию. Кроме того, государство создает условия для реализации работниками и работодателями права на объединение, т. е. на создание ассоциаций и союзов для достижения целей, определяемых уставами таких союзов и объединений.

Иными словами, государство создает предпосылки для легитимного формирования институтов гражданского общества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, как правило, не берут на себя никаких обязательств при заключении соглашений. Их задачей являются стимулирование и координация переговорного процесса, обеспечение единообразия при установлении условий труда в данной местности, отрасли и пр.

Такое положение дает основание говорить о них как об особых участниках процессов социального партнерства, помогающих сторонам достичь взаимоприемлемых компромиссов, прийти к соглашению и. в конечном итоге, к достижению необходимого для успешного экономического развития социального мира.

§6. Тем не менее, органы государственной власти и органы местного самоуправления рассматриваются в качестве сторон социального партнерства, принимающих на себя в ряде случаев определенные обязательства. Во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут выступать в качестве работодателей (в том случае, если речь идет о государственных (муниципальных) унитарных или казенных предприятиях). Здесь участие государственного органа (или органа местного самоуправления) необходимо, так как государственные (муниципальные) унитарные предприятия не являются собственниками имущества, которое закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения или оперативного управления.

Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления необходим для того, чтобы работодатели брали на себя реальные обязательства, согласованные с собственником имущества и не ущемляющие интересы государства.

Во-вторых, органы государственной власти или местного самоуправления могут быть уполномочены на представительство. Здесь речь может идти о том, что ряд организаций различных организационно-правовых форм, объединенных единством территории, отраслевым признаком и пр., уполномочил орган государственной власти или орган местного самоуправления от их имени заключить территориальное, региональное или отраслевое соглашение. В данном случае правовой статус таких органов будет близок к статусу объединений работодателей соответствующего уровня.

§ 7. В связи с особой актуальностью проблем социального партнерства еще до принятия Трудового кодекса в ряде субъектов РФ были разработаны и приняты собственные законы о социальном партнерстве.

Так, например, в Москве действует Закон от 22 октября 1997 г. «О социальном партнерстве» (в ред. Законов Москвы от 19 февраля 200! г. и от 16 января 2002 г.), определяющий правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в г. Москве с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

В Московской области действует Закон от 31 марта 1999 г. «О социальном партнерстве в Московской области» (в ред. Закона от 3 декабря 1999 г.). устанавливающий правовую основу договорного регулирования социально-трудовых отношений, развития и функционирования системы социального партнерства в Московской области.

Действие данного Закона распространяется на работников и их представителей, работодателей и их представителей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Московской области.

18 февраля 1999 г. принят Закон Республики Татарстан «О социальном партнерстве», которым определяются правовые основы и порядок функционирования сиетемы социального партнерства в Республике Татарстан с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.

В настоящее время данные законодательные акты сохраняют свое действие.в части, не противоречащей комментируемому Кодексу, а в дальнейшем должны быть приведены в соответствие с ним.

Это обусловлено положениями ст. 76 Конституции РФ, предусматривающей, что по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?