Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. Комментируемая статья закрепляет уже известные и довольно часто используемые формы социального партнерства, такие, как проведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров и их заключение, проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам регулирования трудовых отношений, участие работников в управлении организацией.

Данные формы социального партнерства являются достаточно традиционными и тесно связаны между собой.

Коллективно-договорное регулирование традиционно играет наиболее заметную роль в системе социального партнерства.

Именно путем коллективно-договорного регулирования происходят конкретизация, уточнение централизованно установленных норм, что позволяет максимально учесть интересы работников организаций, а в конечном итоге добиться наибольшей эффективности трудового законодательства.

Для того чтобы стороны социального партнерства смогли сесть за стол переговоров, работникам и их представителям должна быть предоставлена информация об общих условиях приема на работу, перевода и увольнения, структуре организации и системах управления, об аттестации рабочих мест, о возможностях профессионального обучения и перспективах продвижения по работе, об общих условиях труда, правилах и нормах по технике безопасности, о процедурах, установленных для рассмотрения жалоб и заявлений работников, о процедурах досудебного урегулирования трудовых споров (как коллективных, так и индивидуальных), о социально-бытовых льготах и преимуществах для работников (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т. д.). об общем положении организации и перспективах или планах ее дальнейшего развития.

Помимо этого работодатель обязан разъяснять работникам решения, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников и др.

§ 2. Некоторые вопросы по применению норм трудового права, изданию локальных актов решаются после проведения консультаций с представительными органами работников. Консультации с представительными органами работников являются важной формой социального партнерства, так как позволяют его сторонам согласовать свои позиции и прийти к соглашению, не прибегая к таким крайним мерам, как забастовка, приостановка работы, массовые увольнения работников.

Проводя консультации с работниками и их представителями, работодатель признает в работниках равноправного партнера, имеющего право высказать свое мнение по вопросам, непосредственно затрагивающим его интересы, а также связанным с эффективностью производства.

§ 3. На достижение взаимоприемлемого результата и выработку компромиссного решения направлена и такая форма социального партнерства, как участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. При этом законодатель имеет в виду разрешение как индивидуальных, так и коллективных споров.

Трудовой кодекс определяет индивидуальный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (см. ст. 381 ТК и комментарий к ней).

Досудебное рассмотрение индивидуального трудового спора осуществляется комиссиями по трудовым спорам.

Согласно ст. 384 ТК комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

Иными словами, комиссия по рассмотрению трудовых споров является разновидностью органа социального партнерства. Ее целью являются не только досудебное урегулирование спора, но и поиск взаимоприемлемого для сторон этого спора компромисса.

Коллективный трудовой спор понимается как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение, выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Для разрешения коллективного трудового спора применяются примирительные процедуры, т. е. рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительные процедуры необходимы для того, чтобы стороны нашли устраивающее их решение возникшего конфликта, могли конструктивно сотрудничать для достижения социального мира и наиболее полного удовлетворения интересов социальных партнеров.

§ 4. На достижение цели повышения социальной активности работников и усиления взаимодействия работников и работодателя в процессе производства направлена такая форма социального партнерства, как участие работников в управлении организацией. Ее закрепление в Трудовом кодексе представляется весьма актуальной, поскольку данная форма предоставляет работникам возможность вести диалог с работодателем по вопросам, непосредственно затрагивающим их интересы в ежедневной производственной деятельности, влиять на принимаемые работодателем решения.

Общепризнанно, что управление производственной системой эффективно лишь тогда, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в управлении организацией и выработке управленческих решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности и к уменьшению противостояния между руководством организацией и ее персоналом. Более того, понимание сути, методов и форм участия работников в управлении помогает пролить свет на широкий круг вопросов, связанных с отношениями на производстве и организацией индустриального общества.

§ 5. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня форм социального партнерства. Это означает, что помимо перечисленных форм социальным партнерам предоставляется возможность использовать и иные формы социального партнерства.

Прежде всего к таким формам можно отнести все формы, закрепленные Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и реализуемые, соответственно, при непосредственном участии профсоюзов.

Так, в соответствии со ст. 11 данного Закона проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Иными словами, акты, затрагивающие права и интересы работников в социально-трудовой сфере, должны проходить «правовую экспертизу» в профессиональных союзах соответствующего уровня. При этом органы законодательной и исполнительной власти не вправе произвольно отбросить мнение, высказанное профсоюзом. Если оно отклоняется, профсоюзу должно быть направлено об этом мотивированное заключение.

Профессиональным союзам предоставляется право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений.

Профессиональные союзы имеют право участвовать в разработке различных государственных программ, например программы содействия занятости населения.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников.

Статья 15 Федерального закона о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности устанавливает, что отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.

Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

§ 6. Законодательство субъектов РФ может предусматривать иные формы социального партнерства, дополняющие формы, закрепленные в комментируемой статье Кодекса.

Так, ст. 5 Закона Московской области от 31 марта 1999 г. № 15/99-03 «О социальном партнерстве в Московской области» в ред. от 3 декабря 1999 г. в качестве основных форм социального партнерства в Московской области закрепляет:

переговоры и консультации;

разработку, принятие и реализацию совместных решений;

заключение коллективных договоров, соглашений;

взаимное информирование Сторон о выполнении принятых обязательств.

Как видим, законодатель Московской области допускает не только участие социальных партнеров в обсуждении принимаемых решений в социально-трудовой сфере, но и предполагает совместное принятие решений всеми сторонами социального партнерства.

§ 7. Стороны социального партнерства на уровне организации могут закреплять используемые ими формы социального партнерства в уставах, иных локальных актах организации, а также в коллективных договорах.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?