Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, обгцерос-сийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

-----------------------------------------------------------------------------

§ 1. К органам социального партнерства Кодекс традиционно относит комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Данные комиссии создаются сторонами на принципах равноправия, добровольности и представительности сторон.

Целью таких комиссий являются:

обеспечение регулирования социально-трудовых отношений на каждом уровне социального партнерства;

ведение коллективных переговоров и подготовка проекта коллективного договора, соглашений;

заключение коллективного договора и соглашений;

организация контроля за исполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях.

Решение о создании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принимается сторонами социального партнерства. Каждый представитель, входящий в комиссию, должен быть надлежащим образом уполномочен и обладает равными с другими членами комиссии правами.

§ 2. На федеральном уровне данные функции выполняет постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Членами Российской трехсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей. Правительства РФ.

Правовую основу деятельности РТК составляют Конституция РФ, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, международные договоры РФ.

РТК формируется на основе принципов:

1)  добровольности участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности РТК;

2) полномочно сторон;

3)  самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в РТК.

Представительство общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей. Правительства РФ в составе сторон РТК определяется каждым из них самостоятельно в соответствии с законодательством РФ, регулирующим их деятельность, настоящим Федеральным законом и уставами соответствующих объединений.

Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны РТК.

По согласованию с другими членами своей стороны общероссийские объединения работодателей могут увеличить число своих представителей в РТК.

Общероссийские объединения профессиональных союзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличивать число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.

Утверждение и замена представителей общероссийских объединений профессиональных сбюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, а утверждение и замена представителей Правительства РФ - в соответствии с постановлением (распоряжением) Правительства Российской Федерации.

Представители сторон являются членами РТК. Количество членов РТК от каждой из сторон не может превышать 30 человек.

Основными целями РТК являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами РТК являются:

1)  ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;

2)  содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

3)  проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения,, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

4)  согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

5) рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

6)  распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности РТК;

7)  изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках РТК консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

РТК вправе:

1) проводить с федеральными органами государственной власти в согласованном с ними порядке консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики:

2) разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти в согласованном с ними порядке предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений;

3)  согласовывать интересы общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений РТК:

4)  осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

5)  запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций РТК по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

6) осуществлять контроль за выполнением своих решений;

7)  получать от федеральных органов исполнительной власти в установленном Правительством РФ порядке информацию о социально-экономическом положении в РФ и субъектах РФ, необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, организации контроля за выполнением указанного соглашения, нормативные правовые акты РФ, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений; '

8)  принимать по согласованию с Правительством РФ участие в подготовке разрабатываемых им проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания РФ;

9)  принимать по согласованию с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и федеральными органами государственной власти участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

10)  приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами РТК, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;

11) создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;

12)  принимать участие в проведении общероссийских, межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в согласованном с организаторами указанных мероприятий порядке.

РТК разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.

Реализация РТК определяемых законодательством прав не препятствует общероссийским объединениям профессиональных союзов и общероссийским объединениям работодателей, представленным в РТК, реализовывать свои права в соответствии с федеральными законами.

Решение РТК считается принятым, если за него проголосовали все три стороны.

Члены РТК, не согласные с принятым решением, вправе требовать занесения их особого мнения в протокол заседания РТК.

Права и обязанности члена РТК определяются регламентом РТК.

Член РТК вправе знакомиться с соответствующими нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, информационными и справочными материалами.

§ 3. Трудовой кодекс определяет перечень актов, принимаемых Правительством РФ с учетом мнения РТК.

Так, срочный трудовой договор может заключаться с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профессий, утв. Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 59 ТК и комментарий к ней).

Перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утв. Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 117 ТК и комментарий к ней).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного ст. 139 ТК, определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 139 ТК и комментарий к ней).

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест (см. ст. 147 ТК и комментарий к ней).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании трудового договора, коллективного договора или локального нормативного акта организации (см. ст. 153 ТК и комментарий к ней).

Перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 253 ТК и комментарий к ней).

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет. а также предельные нормы переноски тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 265 ТК и комментарий к ней).

Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений -см. ст. 268 ТК и комментарий к ней).

Особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) определяются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 282 ТК и комментарий к ней).

§ 4. В субъектах РФ могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

Так, в соответствии со ст. 7 Закона Республики Татарстан от 18 февраля 1999 г. «О социальном партнерстве» для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения образуется постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая формируется из равного числа представителей Кабинета Министров Республики Татарстан, республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей. Координатор комиссии утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений действует на основании закона и Положения, утв. Кабинетом Министров Республики Татарстан, полномочными органами республиканских объединений профессиональных союзов и республиканских объединений работодателей.

Основными функциями Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются:

содействие выработке и реализации согласованной социально ориентированной экономической политики в Республике;

ведение коллективных переговоров, подготовка проекта Генерального соглашения, организация его обсуждения и заключения;

согласование республиканских отраслевых (тарифных) соглашений, специальных территориальных соглашений в целях координации в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, регионов и общереспубликанских интересов;

осуществление контроля за выполнением Генерального соглашения, республиканских отраслевых (тарифных) соглашений, специальных территориальных соглашений, коллективных договоров:

в установленном законодательством порядке внесение предложений о привлечении к ответственности лиц. не выполняющих соглашения и коллективные договоры:

содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений и коллективных договоров;

обсуждение проектов законов Республики Татарстан, иных нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти и управления Республики Татарстан по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, и внесение предложений в соответствующие органы;

принятие решений по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами государственного управления Республики Татарстан, профсоюзными организациями и их объединениями, объединениями работодателей.

§ 5. На территориальном уровне могут создаваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с Положениями об этих комиссиях.

Порядок образования таких комиссий также закрепляется в законодательстве о социальном партнерстве субъектов РФ.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона Московской области от 31 марта 1999 г. территориальные (городские, районные) комиссии формируются территориальными объединениями профсоюзов, объединениями работодателей, органами местного самоуправления на принципах добровольности, паритетности и равноправия сторон.

Территориальные (городские, районные} комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области, а также Положением о территориальных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.

Основными полномочиями территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных комиссий являются:

подготовка проекта и заключение территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных профессиональных соглашений;

осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

подготовка органами местного самоуправления Московской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально-трудовой деятельности;

участие в разрешении конфликтных ситуаций и коллективных трудовых споров.

§ 6. Комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов и заключения отраслевых (межотраслевых) соглашений могут образовываться и на отраслевом уровне.

При этом отраслевые комиссии могут создаваться на уровне как федеральном, так и субъекта РФ.

На федеральном уровне в состав таких комиссий входят представители отраслевых министерств и ведомств и представители Министерства труда и социального развития, представители соответствующих объединений работодателей и профсоюзов.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих финансовых органов.

На уровне субъекта РФ также могут быть образованы отраслевые комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, в соответствии со ст. 8 Закона Московской области «О социальном партнерстве» областная отраслевая (межотраслевая) комиссия формируется областными отраслевыми объединениями профсоюзов, представителями работодателей (их объединений), органами исполнительной государственной власти Московской области. осуществляющими координацию деятельности соответствующей отрасли.

Областная отраслевая (межотраслевая) комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, законодательством Московской области и Положением о Московской областной отраслевой (межотраслевой) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основными полномочиями областной отраслевой (межотраслевой) комиссии являются:

ведение коллективных переговоров, подготовка проектов соглашений, разработка и заключение областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

оказание методической и практической помощи Сторонам при заключении областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений и коллективных договоров;

осуществление контроля за выполнением условий областных отраслевых (межотраслевых) соглашений;

внесение предложений по привлечению к ответственности лиц, не выполняющих обязательства соглашений, коллективных договоров:

подготовка и внесение предложений в Правительство Московской области по разработке нормативных правовых актов, направленных на развитие отрасли, предоставление гарантий и льгот работникам отрасли;

содействие разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в отрасли;

взаимодействие с Московской областной трехсторонней комиссией.

Главное управление по труду и социальным вопросам Московской области может осуществлять общую координацию ведения переговоров между соответствующими профсоюзами, объединениями работодателей и органами исполнительной государственной власти Московской области по заключению областного отраслевого (межотраслевого) соглашения.

§ 7. На уровне организации сторонами создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

От работодателя в нее входят назначенные руководителем представители, а от работников - члены единого представительного органа работников, образуемого специально для ведения коллективных переговоров, создания проекта и заключения коллективного договора.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?