10.6.1. Погрузчики

Погрузчик — специальное транспортное средство, предназначенное для поднятия, переноса и складирования различных грузов с помощью вил или других рабочих приспособлений. Погрузчики с противовесом классифицируются по следующим признакам: грузоподъемность; расположение подъемного устройства; тип привода; число опорных колес.

По грузоподъемности погрузчики могут быть от 500 кг до 16 т. Портовые погрузчики могут поднимать груз даже до 52 т.

По расположению подъемного устройства погрузчики бывают фронтальные и боковые. У фронтальных погрузчиков рабочее приспособление расположено спереди. По типу рабочего приспособления фронтальные погрузчики разделяют на вилочные и ковшовые. У боковых погрузчиков подъемное устройство расположено сбоку. Такие погрузчики широко используются на складах с небольшими межстеллажными расстояниями и при складировании длинномерных грузов.

По типу привода вилочные погрузчики с противовесом бывают дизельными, газобензиновыми (газовые, бензиновые) и электрическими.

Погрузчики различаются также по числу опорных колес: бывают четырех- и трехопорные электропогрузчики. Четырехопор-ные погрузчики более устойчивы, а характеристики их остаточной грузоподъемности выше, чем у трехопорных. Трехопорные электропогрузчики более маневренны: они способны передвигаться в более узких рабочих коридорах, чем четырехопорные.

Вид напольного покрытия, его состояние и чистота подсказывают тип рекомендуемых колес. Для чистых полов лучше всего погрузчики с пневматическими колесами (они и дешевле), они также лучше «скрадывают» неровности. Однако металлическая стружка, гвозди могут часто прокалывать колеса. В таких случаях лучше использовать либо литые шины, либо шины «суперэластик».

Проблема выбора погрузчика потребителем предусматривает всесторонний анализ его технико-эксплуатационных характеристик: технических параметров, факторов безопасности и условий эксплуатации, ценовых и целого ряда других факторов. К основным техническим параметрам погрузчиков относятся грузоподъемность, высота подъема, тип двигателя; к дополнительным — тип мачты, трансмиссии, шин, число секций гидрораспределителя.

Вообще, погрузчик имеет от 35 до 60 технических характеристик. Некоторые из них — расположение центра тяжести, ширина пересекающихся проходов, ширина прохода при штабелировании под прямым углом, скорость подъема вил (с грузом или без него), скорость движения (с грузом и без него) и т.д. Целый ряд параметров характеризует двигатель, особенно если это ДВС (двигатель внутреннего сгорания).

При определении грузоподъемности погрузчика необходимо учитывать такие параметры, как масса груза, его габариты, высота подъема, ограничения по ширине и т.д. Следует учитывать, что увеличение грузоподъемности ведет к удорожанию погрузчика, поэтому желательно брать погрузчик с небольшим запасом по грузоподъемности. Высота подъема и тип мачты зависят от таких условий, как расстояние до верхнего стеллажа или способность мачты работать в ограниченных по высоте пространствах (лифты, вагоны, контейнеры, фуры).

Важнейший вопрос — выбор типа силового агрегата (электродвигателя или двигателя внутреннего сгорания). Ответ на этот вопрос следует из условий работы. Как правило, на открытых площадках работают дизельные или газобензиновые погрузчики, также их можно использовать в помещениях с высокими потолками и хорошей вентиляцией. Электропогрузчики относятся к классу вну-трискладской техники и поэтому применяются в основном в закрытых помещениях.

Автопогрузчик — универсальная подъемно-транспортная машина, состоящая из грузоподъемного телескопического механизма с различными грузозахватными устройствами (чаще вилами) и самостоятельного шасси. Большинство агрегатов (двигатель, передний и задний ведущий мост, коробка передач и рулевая колонка) заимствованы у автомобиля. Кинематическая схема подъемного механизма и регулирование его наклона в пределах вперед на 5° и назад на 14° показана на рисунке 10.25.

Эти погрузчики обладают высокой маневренностью, проходимостью, безопасностью в работе, малыми габаритами и относительно небольшой собственной массой, выпускаются в двух вариантах:

- для закрытых помещений и ровных площадок с твердым покрытием; они имеют массивные резиновые колеса, их грузоподъемность 0,5-3,2 т;

- для открытых территорий без твердого ровного покрытия имеют пневматические колеса, их грузоподъемность 1,0-10 т.

Автопогрузчики выгодно отличаются малой энергоемкостью (N/G в пределах 7,2-11,7 кВт/т) и высоким коэффициентом соотношения масс груза и погрузчика (G : Gn в пределах 0,44-0,56 т/т). Однако последнее приводит к повышенным нагрузкам на колеса. К этому же ведет наличие у них противовесов (над задней осью) для обеспечения устойчивости.

Электропогрузчики отличаются от автопогрузчиков электроприводом с питанием от аккумуляторных батарей (при ограниченных расстояниях перемещения питание возможно от сети при помощи кабеля), более простой конструкцией и более высокими технико-экономическими показателями: так, N/G = 3,0-5,4 кВт/т и G/Gn = 0,34-0,58 т/т. Механизм подъема подобен грузоподъемному устройству автопогрузчика. Для обеспечения большей маневренности, удобства обслуживания складов, монтажных работ автопогрузчики и электропогрузчики оборудуют механизмами поперечного перемещения груза с гидравлическим приводом.

Электропогрузчики имеют два двигателя: один для ходового механизма передвижения тележки, другой для насоса гидропривода подъема и наклона грузоподъемника. Двигатель тележки управляется с помощью контроллера. В остальном принципиальная схема электропогрузчика мало чем отличается от конструкции автопогрузчика. Основными частями электропогрузчика являются: ходовая тележка с задней управляемой осью, телескопическая рама механизма подъема груза, снабженная кареткой с грузозахватным приспособлением, и механизм наклона телескопической рамы.

Управляют ходовой тележкой с помощью штурвала, поворачивая задние колеса. У большинства электропогрузчиков передний мост является ведущим, а задний — управляемым. Грузоподъемник с вилами расположен спереди ведущего моста. Для подъема каретки и телескопической рамы установлен гидроцилиндр с плунжером одностроннего действия.

Опускание каретки и рамы происходит под действием собственной массы при открывании крана. Гидроподъемник у всех подъемников работает по одной принципиальной схеме. Лопастной (или шестеренчатый) насос нагнетает рабочую жидкость в цилиндр подъема (или цилиндры наклона грузоподъемника, или в цилиндры сменных захватных устройств).

Для обеспечения плавного опускания груза поток жидкости, вытесняемый плунжером из цилиндра, проходит через дроссельное отверстие. Для выигрыша в скорости подъема вил гидроподъемник работает с полиспастом: один конец цепи прикреплен к раме погрузчика, на другом конце подвешена каретка с вилочным захватом, а между ними ходит подвижный блок. Погрузчики с вилочными захватами применяются для погрузки-выгрузки и перемещения на небольшие расстояния грузов, уложенных на поддоны.

Универсальные погрузчики при работе с однотипными грузами могут быть оснащены сменным оборудованием, упрощающим операции с грузами. Например, на вилочный погрузчик можно устанавливать стрелу и использовать как кран с крюком или с грейфером для выгрузки квашеной капусты из дошников на плодоовощных базах; при установке захвата для бочек — для погрузки-выгрузки бочек, рулонов бумаги и т.д. При использовании погрузчика для штабелирования применяется сталкиватель, освобождающий вилы от груза.

Машины ЭП-1008, ЭП-1009, ЭШ488 двух- и трехсторонней обработки грузов рекомендуется использовать на складах со стеллажным способом хранения товаров. В этих машинах имеются каретки с поворотными выдвижными вилами, которые с помощью специального механизма могут поворачиваться вокруг вертикальной оси на 180°. Это позволяет обрабатывать стеллажи с обеих сторон без разворота машины, а в отдельных случаях использовать вилы как фронтальные.

Электропогрузчик ЭП-0806 предназначен для механизации погрузочно-разгрузочных работ на твердом и ровном покрытии. Корпус машины выполнен в виде сварной рамы, а шасси — по трехопорной схеме. Грузоподъемник включает телескопическую раму, каретку и цилиндры подъема и наклона.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?