3.3. Требования, предъявляемые к мебели для торговли

К мебели для торговли предъявляются технико-эксплуатационные, экономические, эргономические, эстетические, санитарно-гигиенические и другие требования. К техническим требованиям относятся: высокая производительность, надежность в работе, компактность конструкции (малые габариты) и незначительная масса.

Технико-эксплуатационные требования. Соответствие конструктивного исполнения мебели характеру торгово-технологи-ческого процесса, простота конструкции, обеспечивающая удобство эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, обеспечивают возможность сокращения затрат труда и расходов на эксплуатацию.

Надежность и долговечность оборудования обеспечивается прогрессивностью конструкции, высокой технологичностью в изготовлении, безотказностью в работе. Возможная простота конструкции и надежность в эксплуатации предполагают максимальные удобства в применении, несложность в обслуживании мебели.

Оборудование, его конструкция должны соответствовать требованиям оптимального использования площади торгового зала, иметь стандартные размеры и сборно-разборную конструкцию, достаточную прочность. Товар необходимо правильно показать покупателям, дать о нем определенную информацию, обеспечить свободный доступ и удобство выбора. Узлы мебели не должны разрушаться или получать остаточные деформации под влиянием действующих на них допустимых внешних нагрузок, должны обладать высокой износоустойчивостью.

Прочность, жесткость и износоустойчивость мебели должны обеспечивать высокую эксплуатационную надежность и долговечность оборудования. Прочность и устойчивость удлиняют срок эксплуатации, обеспечивают сохранность товаров, исключают травмирование персонала и покупателей. Этого добиваются использованием прочных деталей, правильным подбором их размеров, надежностью соединения между собой.

Для придания необходимой устойчивости оборудование снабжают регулируемыми по высоте ножками. При конструировании мебели ведущим принципом является универсальность.

Эксплуатационные требования. Мебель для предприятий торговли должна быть удобной и для покупателей, и для работников магазина. К важнейшим эксплуатационным требованиям относятся: удобство для наглядной выкладки, демонстрации и выбора товаров покупателями; достаточная емкость; возможность оперативного пополнения запасов товаров; соответствие конструкции требованиям оптимального использования площади торгового зала; стандартные размеры и сборно-разборная конструкция; обеспечение сохранности товаров и возможность применения наиболее рациональных приемов их выкладки и размещения; достаточная прочность.

Товар необходимо правильно показать покупателям, дать о нем определенную информацию, обеспечить свободный доступ и удобство выбора. Поэтому мебель должна иметь максимальную площадь выкладки товаров с дополнительным рекламным освещением, наклонными полками, зеркалами, ценникодержателями и другими приспособлениями, которые акцентируют внимание на выставляемом товаре. Мебель для торговли должна иметь стандартные размеры.

Расстояние между полками для выкладки и демонстрации товаров, а также их глубина должны соответствовать особенностям товаров, способу выкладки и размерам упаковки. При конструировании мебели ведущим принципом является универсальность. Основная часть мебели, используемой в торговых залах, подсобных, складских помещениях, должна выполняться из набора взаимозаменяемых элементов в одноименных деталях.

Прочность и устойчивость мебели удлиняют срок ее эксплуатации, обеспечивают сохранность выложенных на ней товаров, исключают травмирование персонала и покупателей. Этого добиваются использованием прочных деталей, правильным подбором их размеров, надежностью соединения между собой. Для придания необходимой устойчивости некоторые типы мебели снабжают регулируемыми по высоте ножками.

Разборность мебели позволяет ускорить ее массовое производство, облегчить транспортирование и торговую сеть, сборку и ремонт. Сборно-разборная мебель состоит из отдельных деталей, собираемых на месте установки с помощью винтов, болтов, крючков и других разъемных соединений. Промышленность выпускает наборы унифицированных деталей, из которых собирают разнообразные типы мебели для организации торговли всеми группами продовольственных и непродовольственных товаров.

Подвижность мебели необходима для легкого и быстрого ее перемещения при доставке товаров из подсобных помещений магазинов, со складов поставщиков или перепланировке помещений. Для этого мебель конструируют на колесах, с приспособлениями для подъема и перемещения ее с помощью подъемно-транспортного оборудования или в виде отдельных легко передвигаемых изделий с ограниченными размерами (например, длиной 1000 мм).

Достаточная вместимость мебели позволяет накапливать запасы товаров для бесперебойной продажи, уменьшать частоту их пополнения в течение рабочего дня. Для большей вместимости в конструкции мебели предусматривают достаточное количество полок, ящиков, корзин, кассет и других приспособлений для выкладки товаров. Соответствие мебели товарному ассортименту • способствует сохранению качества товаров, их наглядному показу, детальному ознакомлению с ними и свободному отбору покупателями.

При конструировании и сборке мебели учитывают размеры, формы, свойства товаров. Мебель комплектуют приспособлениями, удобными для выкладки разнообразных товаров: наклонными и горизонтальными полками, проволочными корзинами, кассетами, навесными витринами, штангами для готового платья, верхнего трикотажа, кронштейнами для обуви, головных уборов, тканей, галстуков и т.д. (рис. 3.2).

Прогрессивные формы продажи требуют применения мебели, рассчитанной на открытый, максимальный показ всего ассортимента товаров и свободный отбор их покупателями.

Конструктивные требования. Оборудование должено иметь небольшую массу и минимальные габаритные размеры, стандартные и легко заменяемые детали, быть прочным и устойчивым.

К конструктивным требованиями относят: технологичность — соответствие конструкции и материалов технологии изготовления; унификацию и нормализацию — максимальное использование стандартных деталей и узлов, что повышает технологичность; техническое совершенство, характеризующееся периодом, в течение которого мебель по своим основным показателям соответствует современному уровню развития техники; работоспособность — состояние мебели, при котором она способна выполнять заданные функции в пределах параметров, установленных требованиями технологического процесса или нормативно-технической документации; надежность — способность мебели выполнять свои технологические функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение определенного периода времени.

С технико-эксплуатационными и техническими требованиями тесно связны технологические требования. Конструкция мебели и ее частей должна быть технологичной, т.е. возможно более простой в изготовлении, удобной в сборке и эксплуатации при минимальных трудовых затратах и низкой себестоимости.

Экономические требования. Конструкция мебели для предприятия торговли должна быть простой, экономичной в производстве и эксплуатации. Экономичность производства определяется трудоемкостью применения прогрессивной технологии производства, а экономичность эксплуатации — степенью удобства для покупателей и работников магазина, надежностью, функциональной целесообразностью. Мебель не должна занимать много места, но в то же время должна быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров.

В качестве материалов для изготовления мебели для предприятий торговли применяют древесину и древесные материалы, металл, пластические материалы. Применение пластмасс улучшает эксплуатационные свойства мебели, ее внешний вид и делает мебель более дешевой.

Большое значение для снижения стоимости мебели имеет унификация основных деталей различных типов мебели и производство ее в большом количестве в течение продолжительного времени.

Эргономические требования. Оптимальные размерные соотношения мебели для предприятий торговли (длина, ширина, высота, расстояние между полками и др.) определяются при ее конструировании с учетом антропологических данных — среднего роста и пропорций фигуры человека. Это обеспечивает свободный доступ к товарам, хорошую обозримость для покупателей и минимальную утомляемость обслуживающего персонала при заполнении мебели товарами (рис. 3.3).

Товары, в реализации которых магазин особо заинтересован, следует размещать на полках, расположенных в наиболее удобных зонах для покупателей. Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона полок, расположенных на высоте 110-160 см над уровнем пола. Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны полок, расположенных на высоте 80-110 см (нижняя) и 160-180 (верхняя) от уровня пола. Неудобными зонами выбора товаров считаются зоны полок, расположенные на высоте до 80 см и свыше 180 см над уровнем пола.

Целью эргономики является оптимизация взаимодействия человека с мебелью в трудовом процессе, что определяется соблюдением гигиенических, антропометрических, психофизиологических и психологических нормативов. Основные функциональные размеры мебели для торговых помещений приняты в соответствии с требованиями стандартов.

Для пристенных и островных горок расстояние между осями опорных стоек должно быть 900 мм, высота (без рекламного щита) пристенной горки 2000, 2200, островной 1200, 1400, 1800, ширина полок для выкладки товаров — 300, 400, 500, 600 и 800 мм, количество полок для горок высотой 1800 мм — не менее пяти, для горок высотой 2000 и 2200 мм — не менее шести.

В подсобных и складских помещениях при ручной укладке допускается применение стеллажного оборудования не более 2500 мм по высоте. Ширина (глубина) мебели зависит от ее назначения и обычно не превышает 900 мм. Более полная характеристика торговой мебели дана в каталогах.

Эстетические требования. Форма, пропорция и цвет торговой мебели должны соответствовать ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она должна подчеркивать единство ансамбля интерьера магазина, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли. В цветовой отделке необходимо максимально использовать декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.).

Отделка торговой мебели должна быть увязана с общим решением оборудования, т.е. с ее формой, конструкцией. Окрашивают мебель в нейтральные спокойные тона или в тона, контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели должен гармонировать с интерьером магазина и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров.

При этом источники света следует располагать так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей. Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых особенностей ее композиции и формы. Например, чем больше предмет и более громоздки его формы, тем светлее должна быть его окраска.

И наоборот, чем меньше предмет, тем насыщеннее должна быть его окраска. Предметы с четкими и строгими формами окрашиваются в малонасыщенные и светлые цвета, со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относительно более насыщенные цвета. Для окраски несущих элементов мебели (стоек, кронштейнов и т.д.) используют краски более темных цветов, чем для других поверхностей.

Нецелесообразным считается введение в отделку многоцветной окраски, что может нарушить восприятие формы мебели. На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверхности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных приглушенных цветов, глянцевые поверхности — для интенсивных цветов.

При конструировании торговой мебели должны быть учтены возможности широкого применения современных материалов и отделки.Для придания торговой мебели композиционной законченности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декоративное оформление. С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсветки, плинтуса в основании горок.

Декоративная отделка может иметь самостоятельный цвет, однако желательно, чтобы он повторялся на отдельно стоящих изделиях, так как это придает всей мебели единый характер. При монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок. Все вертикальные членения мебели должны быть малозаметны, а горизонтальные — подчеркнуты.

Источники света располагают таким образом, чтобы с их помощью выделить товар, обратить на него внимание покупателей. Однако они не должны оказывать слепящего действия.

Санитарно-гигиенические требования. Санитарно-гигиенические требования обеспечиваются протеканием технологических процессов с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм и правил, при выполнении которых предотвращается бактериальное, механическое или химическое загрязнение и порча получаемых продуктов питания. Конструкция мебели для торговых предприятий не должна затруднять уборку как помещений, так и самой мебели. Для отделки мебели должны применяться такие материалы, с которых легко удаляются загрязнения.

Мебель не должна вредить здоровью людей. Строгое соблюдение установленных санитарных норм — одно из важнейших требований при ее конструировании, изготовлении, монтаже и эксплуатации. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, острых углов, зазоров и щелей. Для предохранения товаров от пыли и загрязнений должны быть устроены козырьки, навесы, чехлы.

Требования техники безопасности и охраны труда. Заключаются в соблюдении общих требований безопасности и включают конкретные инженерно-технические решения по предупреждению травматизма работающих, аварий и аварийных ситуаций на предприятиях. Должно быть обеспечено соответствие мебели требованиям техники безопасности, ее рассчитывают и изготавливают с надлежащим запасом прочности. Конструкция мебели должна обеспечивать исключение (или снижение до регламентированных уровней) шума, ультразвука, вибрации, а также вредных излучений.


 
 
Мой индивидуальный словарный запас
Как составить график работы для воспитателей детского сада?
Как составить график работы официантов?
Как составить график работы для операторов call-центра?
Как составить график работы для продавцов минимаркета?